Тресса.Ру

Рыцарь из преисподней

 

Даже не знаю, какое чувство у меня преобладало при чтении этой книги. Удовольствие и радость от чтения нового – увлекательного – романа нежно любимого автора? Восторг от новой встречи с одним из любимейших персонажей? Кстати, я вообще очень ценю книги Трессы за то, что персонажи её кочуют из романа в роман, из мира в мир. Меняют статус с главного персонажа на второстепенного, меняются сами, взрослеют или просто переходят на новый уровень – но в каждой новой книге мы так или иначе встречаемся практически со всеми. Либо "живьём", либо об одних упоминают другие. И каждый раз это как встреча со старым другом.
Нет, дамы и господа. По здравом размышлении я поняла, что чтение этого романа проходило под знаком перманентного охренения, если не сказать сильнее.

 

Это надо же было так мощно задвинуть! Установление христианства в преисподней! Дать ещё один шанс людям, обитающим в чистилище! Дать шанс вампирам, обитающим там же! Мертвецам, обладающим живой, но проклятой душой! Последний – но и это лучше обречённости на пекло без права помилования! Да, многие из них становились вампирами сознательно. Но ведь тогда они не верили, не знали КАК страшны Нижние земли, сиречь пекло. Теперь знают – и Артур считает справедливым дать последний шанс на прощение и возвращение к Творцу и им. Установление христианства со всеми "раннехристианскими" примочками: массовыми крещениями, гонениями на христиан и подвигами бескорыстного служения.
И ведь ничто "канонам" не противоречит – на мой поверхностный взгляд. Души возрождаются в чистилище беспамятными. Они не помнят о Боге. Если им никто не расскажет, они так и будут обречены на грешную жизнь тут и бесконечное возрождение в тварных мирах или на пекло. Небо будет оставаться недоступным для них. А демоны, повелители Ифэренн, не стремятся рассказать людям о боге. Зачем? Ведь тогда люди смогут ускользнуть от их власти... Надо рассказать? Надо дать людям, тварям божиим, ещё один шанс вернуться к Нему? Артур считает, что несомненно надо. И вот, христианство начинает победное шествие по Преисподней. Иногда, правда, у меня возникал когнитивный диссонанс: ну, я-то атеистка. Не получается у меня верить в Бога. Особенно так, как верит Артур. А он, как ни крути, всё же святой. Ну, такой, ветхозаветный, с закидонами. *а уж как он толкует строки Библии – это ж ВАЩЕ! Одна концовка с попыткой продажи своей души чего стоит!!!* И странно мне читать его проповеди, его выводы: для меня не очевидно и не может быть очевидно то, что постулируется как незыблемость для него. Он верит в нечто и это нечто для него является фактом. Он ЗНАЕТ, что так и будет. *Вспоминаю сцену крещения – сжигания, сгорания во славу Господа – вампиров.* А если нет веры, если верить не умеешь, утверждения Артура для тебя фактами не являются. *продолжая пример: так что для меня не может быть фактом, что таким жутким путём можно достигнуть Жизни Вечной, избегнув Страшного. Может, они просто сгорели – фигли?* Впрочем, тут мне на помощь приходил Альберт. Который точно так же не может понять непоколебимую веру Артура – и поверить как он. Понять не может, но принимает его таким. И любит. Ну, вот и я тоже. Впрочем, тем, кто рядом с Артуром проще, чем нам, живущим здесь и сейчас. Увидев действенность молитвы – наглядно – уверовать легче лёгкого. Не то, что нам, в наших реалиях. Нет, конечно, не все из убедившихся в действенности молитвы способны встать на опасный и тернистый путь ранних христиан: для этого нужно либо отчаяние, либо сила духа. Но всё равно: верить, когда видишь – знаешь без веры – что "оно работает" ГОРАЗДО легче, чем когда видишь, что это просто слова, от которых ничего не меняется. Как можно верить, когда видишь и уверен, что тебя обманывают? *грущу о своей загубленной душе: не получается у меня уверовать в наших реалиях. Нет на меня такого вот сэра Артура. Некому наглядно продемонстрировать действенность молитвы. Что Бог есть и что ему и впрямь есть дело до нас.*

 

На самом деле, я давно хотела, чтоб вышла ещё одна книга с Артуром Северным в "главной роли". Учитывая что "Врагов выбирай сам" является одним из двух моих фаворитов у Натальи Игнатовой... Хотела, но не надеялась. Ведь та книга была вполне законченной. Что ж, нежданная радость ещё дороже! В книге потрясающе оригинальная концепция – ни у кого такой нет! Все персонажи, от главных до самых проходных, живые и достоверные – и потрясающе разные. У каждого свой характер! А сюжетные ходы жизненные повороты? Ну где ты ещё прочтёшь о демоне, который заинтересовался религией Артуром по-приколу, а потом решился креститься – и окрестился? А что? Он не выбирал жизнь проклятого создания: просто появился вместе с Ифэренн... Должен же быть и для него шанс? На спасение? В этой книге справедливость есть – и это приятно и утешительно. Зачастую своеобразная, суровая на грани жестокости и – не сиюминутная, а в основном "по большому счёту" – но есть. Это радует.

 

Я могу ещё бесконечно долго восторгаться перипетиями сюжета и действиями героев, но лучше бы мне прекратить спойлерить. Чтоб вам, тем кто ещё не прочёл, было интересней читать. Скажу лишь, что с моей точки зрения эта книга должна была бы издаваться сразу с продолжением: с рассказом "Сбой программы". Который был написан уже давно, но является естественным продолжением этого романа (если только глубокоуважаемый автор не напишет ещё одну промежуточную вещь, посвящённую войнушке в Ифэренн).

 

Книга получилась замечательная и увлекательная до бессонницы. Но финал у неё грустный. Ну не могу, не могу я обсуждать эту книгу без спойлеров.

 

Резюме: очень, очень хорошая, неординарная книга, одновременно поразительно глубокая и даже где-то серьёзная (хоть и фэнтези) и пронизанная чУдным, "вкусным" юмором.

 

 

читатьРыцарь из преисподней

Змееборец

Отличная, не могу сказать – одна из лучших (мне, как это ни странно, по прежнему нравятся все книги автора) – но одна из самых "информативных" и потому интересных книг Леди Трессы. Эта книга Натальи Игнатовой отличается от предыдущих. Коварство Натальи не знает границ. Сначала казалось (первые 60 стр.), что перед нами действительно почти боевик (по градации издательства) – в стиле "Чужой войны" или "Врагов выбирай сам". Потом... потом я даже не знала, как это классифицировать – просто история двух существ – сэра Йорика Хасга, наполовину эльфа, наполовину орка, ставшего шефанго и Эльрика-Трессы де Фокс. А далее, при прочтении (думаю, редактор обикался), я тихо бесилась: какой боевик, о чем вы? Неужели трех с половиной драк достаточно, что бы причислить произведение к разряду "фантастический боевик" и наделить его этой безумной обложкой? Ладно, об этом на сладкое под конец. Причем подобное коварство автора проявляется на протяжении всей книги – каждый раз, когда ты думаешь, что понял кое-что про героев, их цели, стремления и т.д. – автор преподносит очередной сюрприз, и ты опять остаешься "при своих" – ничего не можешь предугадать и наложить заключительный мазок на составленный тобой портрет героев. Итак, сюжет в классическом для фэнтезийной литературы виде практически отсутствует (что отнюдь не умаляет достоинств книги). Ну, нельзя же назвать сюжетом то, что Тресса и Йорик встретились, когда уже не имели никакой надежды на встречу и решили убраться к себе в мир, прихватив за компанию и Легенду, а перед этим слегка подчистив хвосты, дабы сгладить свое пребывание в этом мире. Далее, перемежаясь с этапами реализуемого плана по сваливанию в родной мир, идут воспоминания Эльрика, воспоминания Йорика... да много ещё всего, что к сюжету относится, но им не является. Очень было приятно опять вместе с героями попасть в мир, похожий на описанный в "Чужой войне" – за исключением отсутствия Айнодора и Ям Собаки – ну, нравится мне эта реальность: Эзис, Эннэм, Десятиградье, Венедия, Готтская Империя... Герои повествования – их, живых и прекрасно описанных – двое с половиной (за половину я считаю Легенду – которая и описана коротко и занимает место героя второго плана, да и пристрастна я в этом вопросе: Легенда мне как в "Змее в тени орла" не нравилась совсем, так и тут. Несимпатичная во всех отношениях личность.). Замечательно было встретиться опять с (правда с весьма повзрослевшим) Эльриком-Эфой и Йориком. Остальные персонажи – абсолютно картонные и неинтересные, служат лишь для антуража – ну, действительно, не в вакууме же действуют и живут Эльрик с Йориком. Причем то, что герои второго\десятого плана выглядят картонными\статистами – совершенно не портит роман (хотя обычно меня такое положение дел раздражает). Это просто не нужно при избранном стиле повествования. А может быть, я пристрастна – ибо мне нравится книга. В любом случае, плоскость и непрописанность персонажей второго плана совершенно не мешает наслаждаться романом. Но наибольший интерес для меня представляли две вещи. История прошлой жизни (до попадания в "Бурю между мирами") сэра Йорика Хасга – поразительно увлекательно! Кто бы мог подумать... ну не буду раскрывать секретов – вдруг кто-то ещё не прочел? И многочисленные сведения об Империи Анго: традиции, жизнь, новые слова и выражения на зораллаше, факты об анатомии и природе шефанго... Только начав читать, я подумала, что у Натальи уже наверняка написано нечто вроде энциклопедии по Анго – и её вполне можно издать (как Желязны издал план Янтарного Замка и сопутствующие пояснения) – и вот ОНО, органично вплетенное в основное повествование. Впрочем, после прочтения и осмысления всех фактов возникает ещё больше вопросов, чем было до того. И сразу тянет перечитать вдумчиво, что б уже не отвлекало желание узнать, что там будет дальше с героями. Окончание романа. Интересное. Может послужить завершением с нотой недосказанности (в стиле "жизнь и подвиги\приключения продолжаются, пока живы герои"), но может так же обещать ещё одну интересную книгу, превратив дилогию в трилогию. Правда, Наталья Игнатова говорила, что предпочитает писать не циклы, а отдельные вещи... Ну, что ж, посмотрим. И, наконец, десерт: форма издания. Какой ... нехороший человек додумался классифицировать эту вещь как "фантастический боевик"? Почему было не издать эту книгу в серии "Магия фэнтези", где, кстати, и художники получше и стиль оформления другой – не такой отпугивающий читателя? Художник, с собственным видением это вообще особая песня! Собственное видение – это, конечно, прекрасно, НО только при условии соблюдения авторского описания сцены, которую воплощаешь на бумаге. Тут этого, увы, нет. Змей не тот, пейзаж не тот, Эльрик... все, умолкаю, иначе начну ругаться. Тогда уж проще было бы стянуть какую-нибудь картинку со змееподобным чудовищем и мужиком-с-мечом в и-нете у кого-нибудь из мэтров фэнтезийного рисунка. Все лучше бы было. Резюме. Книга отличная, лучше первой книги дилогии ("Змея в тени орла"), всем рекомендую.

Бастард фон Нарбэ

Книга-загадка. Книга, которую не получается читать бездумно, надеясь, что автор в конце или середине всё разжуёт и объяснит. Книга очень интересная, насыщенная событиями, захватывающая… Но читать её «взахлёб», запоем, не получается. Ибо информации, выдаваемой по мере прочтения автором, почти, почти (!) хватает для понимания движущей силы сюжета: побуждений и мотивации героев. Но это «почти» заставляет периодически откладывать книгу, полученные сведения, встраивая их в уже имеющуюся у тебя в мозгу картину описываемого мира. Которую для начала ты вынужден раз за разом разрушать, потому что органично дополнить новыми кусочками фактов вот только вроде бы начавшую складываться "правильно" мозаику – не выходит. Приходится всю картинку каждый раз складывать её по-новому, в более сложный узор. Как такое читать взахлёб? У меня – не вышло.
Книга-обманка. Коварный, коварный автор по началу ввела нас в заблуждение. Как совершенно правильно отметила в своей ррецензии леди Пикси, любой, начавший читать книгу, непременно сначала решит, что перед ним обычный боевик – ясное дело! Хороший, качественный, динамичный… Потом я подумала: агааа! – главный герой будет мстить месть… Это квест с элементами боевика!
Но книга лавинообразно усложняется. Усложняется сюжет, сложнее становится понять мотивы поступков персонажей, как главных, так и… второстепенных. И если к двум третям книги с мотивами героев становится более-менее ясно (не всех, нет, не всех), то с сюжетом наступают полные непонятки. Месть свершилась, почти. Основная подготовка завершена, окончательно «домстят» и без отца Лукаса… Почему же книга не заканчивается???
Вы не поверите, но впервые в жизни, при чтении хорошей – очень хорошей – книги, меня занимал этот вопрос. Обычно-то наоборот, хочется, что б книга не кончалась. Наверное потому, что по ходу сюжета стало понятно, что ничего хорошего главного героя не ждёт. Ещё совершенно неясно было, что его ждёт – когда это читатель мог предсказать, что дальше случиться в книгах леди Трессы? Но уже хотелось сказать «довольно!». Нельзя же так с живым человеком! Конечно, каждому персонажу автором всевышним даётся ноша по силам его, а уж Лукас то и вовсе отмечен ангелом, да и вообще святой – он наверняка выдержит… Но всё равно, желание закрыть книгу, чтоб не знать, какие ещё испытания выпадут на долю полюбившегося персонажа что там ещё случится дальше – было, признаюсь честно. Желание малодушное, но оправданное: леди Тресса запросто может закончить книгу так, что ты будешь почти (надежда умирает последней) уверен в гибели главного героя… до следующей книги, да-с. Вспомним «Последнее небо» и «Змею в тени орла». И никаких хеппи-эндов.
Впрочем, я рада, что «справилась» с приступом малодушия и дочитала до конца. Вся последняя часть… впечатляет, да. И выводит эту книгу на качественно другой уровень. Философская притча? Тоже нет… Я понятия не имею, как и куда классифицировать этот роман Натальи Игнатовой, но одно могу сказать: я нахожусь в глубоком недоумении, почему этот роман выпустили под обложкой серии «фантастический боевик» – а не промариновали год, не зная, в какую серию его воткнуть, как случилось с «Девой и Змеем».
Хорошая, заставляющая (и деваться то не куда – если хочешь дочитать книгу, понимая побуждения персонажей – придётся думать) задумываться книга, безумно увлекательный сюжет, совершающий захватывающие дух виражи, и – яркие персонажи. Как обычно, абсолютно непохожие на других персонажей этого же писателя. Впрочем, в этот раз я постоянно невольно сравнивала двух святых: Артура Северного и Лукаса фон Нарбэ. Не потому, что похожи, нет, а потому что оба – святые. Согласитесь, крайне редко святые бывают персонажами фантастических «боевиков». Артур, как писала леди Тресса в «Сбое программы» – натуральный ветхозаветный святой. Мстительный в стиле ветхого завета (око за око, зуб за зуб) – а Лукас обладает потрясающим запасом всепрощения (он простил того, кто его изувечил из мести!!!). Это странно слышать, наверное, учитывая, что он пол романа пытался отомстить. Но ведь он мстил не за себя и не для себя. Для него главное было – защищать. Вот он и защищал, мстя: что бы нашла покой душа Луизы, принявшей страшную смерть по вине маркграфа и что б не кричал «господи-господи-господи!!!» отец Джереми, погибающий под завалом. По крайней мере, мне так кажется. Ну и, конечно, для него, в отличие от Артура, было так же – или почти так же важно защищать самих мирян (их физическую оболочку) – а не просто «спасать души». Собственно, это правильно: человеку надо дать возможность самому совершенствовать свою душу, а для этого он должен жить.
Любыми средствами защищать. Прирождённый рыцарь-пилот, никогда и ни за что не желавший сменить "профессию", ибо она была – его призванием – как и любого фон Нарбэ (ну как тут не вспомнить «Последнее небо»?). Однако, под конец, орден Скрижалей всё же заполучил его. Когда нужда заставила, отец Лукас СТАЛ проповедником – да ещё каким!!!! Нет, поправляю я себя, не заставила (что бы это ни было. Его нельзя заставить). "Делай что дОлжно, и будь что будет" – это про него. Просто он до конца верен себе. Святой – что вы хотите? Служить и защищать. Служить господу, защищая мирян. В том числе – и от них самих. Проповеди прекрасно подходят для этого. Особенно, когда более нет ничего. И ведь защитил – вот что самое восхитительное. Защитил их тела, защитил и помог их бессмертным душам, ибо благодаря ему они вспомнили, что они – люди, а не животные. Впрочем, остальные центральные персонажи (и не только оно, ага) – не менее интересны, чем бастард фон Нарбэ. Каждый по-своему. И отец Март, и Дэвид, и Андрэ (этот, кстати, своим невыразимым эстетством и любовью ко всему красивому напомнил мне Паука). А уж то, что последний под влиянием Лукаса и Марта и ради Марта – позволил проделать над собой (это я об отмене импринтинга) и то, что они потом объединились ради спасения Лукаса – это просто чистый восторг. Я бы написала – находка автора, но... только так и могло быть – с теми, кто общался с Аристо.
Кстати, о сравнениях… Как только на страницах книги появлялась «Хикари» – мне сразу вспоминались «Мурена» и «Блудница» – два оживших «летательных аппарата» Зверя. Но тут всё просто: этих он оживил, пробудил сам – без него бы они не ожили, а «Хикари» ожила сама. Но и те и эта – влюблены в своих пилотов, и тем похожи.
За мир Империи Шэн – отдельный респект. Очень, очень интересный мир... И как всё в этой книге, мир этот раскрывается перед нами постепенно, хотя казалось – что сразу. Вот он, прекрасный и стройный, живи – не хочу... Нет, не хочу, поняла я спустя треть книги. Несмотря на всю стройность и не смотря на замечательную церковь (не то, что наша, да-с...). Несправедливости хватает... Как и во всяком живом мире, населённом живыми людьми. Ибо творят её – на погибель себе же, люди. Но и справедливость там торжествует частенько. И это приятно.
А ещё мне безумно понравились все эти новые слова, которые так талантливо придумала леди Тресса. Они лучше всяких описаний показывают нам чуждость для нас, инаковость этого мира. А ругательства! Особенно те, что привёз со старой Терры Дэвид! Замечательно демонстрируют без дополнительных описаний те реалии, в которых он жил. И – дивные упоминания бодхисатв Артура (Северного) и Юрия (Гагарина) – замечательно.
И финал отличный. Просто прекрасный финал. Я уже слышала вопросы "а будет ли продолжение" – так вот, мне кажется, что это абсолютно законченная вещь. ни в каких продолжениях не нуждающаяся.

 

читатьБастард фон Нарбэ

Пыль небес

Для начала, выскажусь "по общим вопросам". Книга написана на обычном для Натальи, очень высоком уровне. Глаз при чтении нигде не цепляется за шероховатости или неправильности языка. Есть только два небезупречных места, режущих глаз, которые, как выяснилось, образовались в результате ошибки при верстке. А сам язык, которым написан роман? О! Я, как всегда, в восторге от её манеры изложения событий. Свободная, непринужденная, временами весьма образная, без излишних описательных красивостей и "кружавчиков"... Чудо просто. Герои живут на страницах книги в мире – и ты живешь вместе с ними, бесплотным духом наблюдая за их жизнью и мыслями. А события и существа, встречающиеся в романе, право же, стОят того, что бы внимательно понаблюдать за ними. Эта книга – непосредственное продолжение романа "Последнее Небо". Пройдя и пережив огненный ад, который устроил ему Гот, в последний момент Зверь успел шагнуть в портал, открытый ему Сыном Утра Демиром. Он спасся – но какой ценой? Душа его сгорела, а возродившись из пепла, стала другой. Исчезло, сгорело то немногое, что было в нем человеческого... Маринка... То, что не убили люди... А то, что оставалось, тот опыт жизни, попытки не просто казаться человеком, но быть им – он намеренно забыл. И как-то так случилось, что теперь он совершенно не вызывает сочувствия. За ним увлекательно наблюдать, но сопереживать ему... Даже мысли такой не возникает. Вероятно, Зверь теперь ближе к тем рамкам, в которые хочет его загнать Семья. Впрочем, Зверь по-прежнему не спешит становиться Тёмным Владыкой Волком, одним из Семьи. Ему нужно НЕБО, и еще – что б на него не охотились люди. Хотя Зверь, рациональный и логичный во всем, считает, что люди имеют полное право пытаться убить его. Ведь от людей, по большому счету, ему нужны только их боль и смерть. Ну, а он вправе защищаться – ибо ему хочется жить. И он боится смерти, и огненного ада, который обещан ему Сатаной Сыном Утра на прощание. А потому ему нужен Хозяин. Тот, кто защитит и сможет с пользой "использовать" его. И у Зверя в этом новом мире будет все, чего он желал – и небо, и авторитетный покровитель – и еще немного сверх того: люди, с которыми он может общаться практически на равных, которые являются для него табу (в смысле еды), потому что они – В НЕБЕ, так же как и он. А еще у него и у Блудницы будет очень много возможностей убивать (война, все-таки). Наверное в этом мире, наконец-то, он счастлив. Что ж, Демир сдержал свое слово – Зверь попал в рай, его собственный. Очень интересный, увлекательный роман – события которого пересказывать бессмысленно. Уж больно их много. И очень интересные герои. Старая Гвардия, Эрик Вальденский, Эльрик де Фокс (не Звездный, а лишь его аватара, прошу не путать) – ну и, конечно же, Зверь, Тир фон Рауб. Ну и Казимир тоже... занятный. А описание полетов? Ммм! Динамичное действие, от которого невозможно оторваться – и замечательно неожиданный финал. Казалось бы: война, полеты, обучение новых пилотов – но господам старогвардейцам неймётся. Женить императора. Отстроить разрушенную столицу. Приобрести новые дорогущие болиды. А где же взять деньги на два последних пункта? Ну, конечно же, ограбить самое защищённое золотохранилище планеты. Иначе жить скучно. Да они и не умеют – иначе. Преступать пределы возможного – это их образ жизни. Резюме. Всем горячо рекомендую. Можно читать и как отдельную вещь, но лучше все же сначала прочесть "Последнее Небо". Так, просто, что б глубже понимать происходящее. PS А неплохо было бы иметь перед глазами генеалогическое древо, так сказать, отражающее связи, если они есть, и взаимоотношения всяких Высших вселенной Трессы. Или хотя бы сжатую справку "кто есть кто". А то я уже путаюсь в Семье, и кто там кто и за кем идет по возрасту и рангу, Эльрик и его аватары... Ну, и остальные. Артур, опять же. А еще, мне ужасно хочется продолжения! (Которое скоро выйдет!) Какая Тресса молодец! Не томит читателей по году...

Волчья верность

Я не буду подробно останавливаться на том, как хорошо написан роман. Для кого-то из писателей это недосягаемая мечта, а для Натальи – обычный уровень. Таким же отличным, живым, образным языком написаны абсолютно все её книги. И очень своеобразным: стиль и манеру выражаться Леди Трессы не спутаешь ни с кем. Тем не менее, речь каждого героя имеет свои лексические особенности, их невозможно перепутать друг с другом. Ах, да! Я ж не собиралась подробно об этом... Ну, сделайте скидку на то, что я неизменно восхищаюсь и наслаждаюсь её манерой изложения. Итак, "Волчья Верность". Эта книга должна была быть написана. Она связывает воедино все книги Натальи Игнатовой. Наглядно и доступно напоминает/объясняет читателям строение вселенной, в которой происходит действие всех её книг, еще раз напоминает о том, что представляют из себя Мечи (Светлая Ярость, Санкрист, Звездный) и зачем они. Благодаря этому роману, все остальные книги Трессы (кроме дилогии Змея в тени орла – Змееборец, местоположение которой в хронологическом порядке неважно), в том числе "Охотник за смертью" и "Дева и Змей", обретают ясно видимую связь между собой, и становится понятно, в каком приблизительно (приблизительно – потому как все же временные потоки разные) хронологическом порядке происходили описанные в них события. Причём вся эта информация дана между делом, по ходу сюжета – что особенно ценно. А сюжет сам по себе весьма и весьма увлекателен. Причём, чем дальше читаешь – тем более увлекаешься. Зверь живет в мире Саэти, мир Саэти сотрясают войны, в которых он принимает живейшее участие – равно как и в мирной жизни. Повествование местами напоминает хроники: описан достаточно большой промежуток времени, и рутина жизни упоминается очень кратко. Из-за этого кажется, что роман безумно насыщен разными событиями. И лично мне, если честно, именно из-за такого, хроникообразного стиля повествования, было сложновато воспринимать текст. Поначалу. Примерно из-за этого же мне было сложно воспринимать и "Охотника за смертью" – пока не привыкла к стилю. С другой стороны – нет никаких нудных описательностей... Нну, интерьера там, природы, персонажей – и это прекрасно. Все нужные описания автор даёт кратко, вплетая в сюжет так, что они воспринимаются скорее подсознательно, чем осознанно. А еще мне очень понравилось то, как Наталья сумела подать читателям все малопривлекательные и шокирующие подробности Зверского менталитета (Ну, нравится и необходимо ему убивать и причинять боль. Природа у него такая. Мы едим и спим, восстанавливаясь – он забирает боль, негативные эмоции и жизни). Спокойно, рутинно, не смакуя – благодаря верно выбранному тону повествования, при чтении это абсолютно не напрягает даже таких сострадательных и чувствительных особ, как я. На первом плане повествования – "духовное" (*хихикает* – если этот термин применим к абсолютно рациональному упырю, получающему удовольствие от чужой боли и живущему за счёт чужих смертей, не способному любить и сострадать. Впрочем, мне кажется, что этот термин весьма адекватен.)... да, духовное совершенствование, эволюция Зверя. Причем эволюция эта шла, по-моему, по спирали: вроде и вернулся он к тому же почти, с чего начал – но только почти. Подобие налицо, но тот Волк, какого мы видим в конце книги, стоит уровнем выше того Зверя, каким он был в начале. Ни одно из множества произошедших событий не прошло для него даром, а вот пошли ли они в итоге ему во вред или на пользу – это пусть каждый решает для себя сам. Мне кажется, что на пользу. Зверю бессмысленно и незачем пытаться очеловечиваться. Впрочем, кроме Зверя в романе есть множество других, тоже весьма интересных персонажей. Эрик и Старая Гвардия – люди, которые тоже "в небе", как и Зверь. Люди существа, которых нельзя "есть" – равные (ну, почти) ему в Мастерстве – причем целых пятеро! Люди, с которыми можно... Дружить – если бы Зверь был на это способен. Но хотя находиться рядом с ними длительно и почти без дискомфорта. И для которых он может пожертвовать многим. Светлый князь Казимир Мелецкий, дракон, презирающий всех, кроме Зверя, вынужденный жить "взаправду" в том мире, где собирался поразвлечься. И чью философию и жизненную позицию Зверь смог воспринять только после его – и своей (!) смерти. Хильда и Катрин... Две женщины.. Обе сильные духом и умные. Та, которую выбрал Зверь и та, что выбрала его. И хотя нравятся мне обе, одна за её замечательное умение держать себя наилучшим образом и с Эриком и с Тиром, а другая – за спобность добиваться желаемого и не дать сломить себя последствиям своих поступков, я все же считаю, что Катрин получила полной мерой по заслугам и мне её совершенно не жаль. Риддин. Как же здорово и занятно, что у Зверя родился сын, в котором есть все, чего не хватает Зверю, и способность любить в том числе, и нет того, что делает Зверя упырём. Айс де Фокс... вот уж кого мне не было жаль... Хотя её то, жутко закомплексованную, одинокую, потерявшую голову от влюблённости и расчётливо прирученную, а потом преданную Зверем – и стОило бы пожалеть. И, надо заметить, что рассказ-то, "Оса в паутине" – был пооптимистичнее. В романе эта история обрела продолжение в виде мести "осы" – сиречь Айс. Причем мести удачной... Впрочем, полагаю, месть эта пошла на пользу как Казимиру, который смог вырваться из мира-ловушки, так и Зверю, которому каждая его "смерть" идёт на пользу, расширяя границы возможностей и шлифуя дух. И вот мы плавно подошли к самому, с моей точки зрения, интересному: взаимоотношениям Эльрика де Фокса, Лонгвийца (Князя), являющегося аватарой "Старшего", Эльрика де Фокса-Звёздного и Тира фон Рауба, Зверя, Волка. Отношениям, прошедшим весь спектр. От неприятия и сдерживаемого желания убить до допущения в ближний круг друзей и включения в список тех, кого нельзя убивать (угу, те самые принципы шефанго "мы сражались вместе" и "он сражался за меня") – со стороны Эльрика. И от неприятия и игнорирования силы, с которой невозможно справиться, через настороженную приязнь к почти-дружбе (несмотря на то, что Зверь дружить не умеет) – у Зверя. И апофеозом – в финале романа – стало их взаимное самопожертвование. Оба оказались способны рискнуть жизнью ради друг друга. Финал романа, как часто оказывается у Натальи Игнатовой – открытый, и читателю предложено погадать, успеет ли Тир спасти Эльрика. Хватит ли ему его запаса посмертных даров... И если про Тира мы точно знаем, что он выживет – рассказ "Сбой программы" хронологически расположен позже описываемых в "Волчьей верности" событий, то о том, выжил ли Лонгвиец – мы не знаем ничего. Впрочем, я уверена, что выжил: учитывая упрямство Тира и "бережливость" Звёздного, когда дело касается его аватар... Резюме. Отличный роман, как и всегда у Трессы. Можно читать как дилогию "Пыль Небес" – "Волчья верность"; лучше – как трилогию, прочтя сначала "Последнее небо". А ещё лучше прочесть все книги Натальи Игнатовой – поверьте, вы не пожалеете.