Тресса.Ру

Бастард фон Нарбэ

Книга-загадка. Книга, которую не получается читать бездумно, надеясь, что автор в конце или середине всё разжуёт и объяснит. Книга очень интересная, насыщенная событиями, захватывающая… Но читать её «взахлёб», запоем, не получается. Ибо информации, выдаваемой по мере прочтения автором, почти, почти (!) хватает для понимания движущей силы сюжета: побуждений и мотивации героев. Но это «почти» заставляет периодически откладывать книгу, полученные сведения, встраивая их в уже имеющуюся у тебя в мозгу картину описываемого мира. Которую для начала ты вынужден раз за разом разрушать, потому что органично дополнить новыми кусочками фактов вот только вроде бы начавшую складываться "правильно" мозаику – не выходит. Приходится всю картинку каждый раз складывать её по-новому, в более сложный узор. Как такое читать взахлёб? У меня – не вышло.
Книга-обманка. Коварный, коварный автор по началу ввела нас в заблуждение. Как совершенно правильно отметила в своей ррецензии леди Пикси, любой, начавший читать книгу, непременно сначала решит, что перед ним обычный боевик – ясное дело! Хороший, качественный, динамичный… Потом я подумала: агааа! – главный герой будет мстить месть… Это квест с элементами боевика!
Но книга лавинообразно усложняется. Усложняется сюжет, сложнее становится понять мотивы поступков персонажей, как главных, так и… второстепенных. И если к двум третям книги с мотивами героев становится более-менее ясно (не всех, нет, не всех), то с сюжетом наступают полные непонятки. Месть свершилась, почти. Основная подготовка завершена, окончательно «домстят» и без отца Лукаса… Почему же книга не заканчивается???
Вы не поверите, но впервые в жизни, при чтении хорошей – очень хорошей – книги, меня занимал этот вопрос. Обычно-то наоборот, хочется, что б книга не кончалась. Наверное потому, что по ходу сюжета стало понятно, что ничего хорошего главного героя не ждёт. Ещё совершенно неясно было, что его ждёт – когда это читатель мог предсказать, что дальше случиться в книгах леди Трессы? Но уже хотелось сказать «довольно!». Нельзя же так с живым человеком! Конечно, каждому персонажу автором всевышним даётся ноша по силам его, а уж Лукас то и вовсе отмечен ангелом, да и вообще святой – он наверняка выдержит… Но всё равно, желание закрыть книгу, чтоб не знать, какие ещё испытания выпадут на долю полюбившегося персонажа что там ещё случится дальше – было, признаюсь честно. Желание малодушное, но оправданное: леди Тресса запросто может закончить книгу так, что ты будешь почти (надежда умирает последней) уверен в гибели главного героя… до следующей книги, да-с. Вспомним «Последнее небо» и «Змею в тени орла». И никаких хеппи-эндов.
Впрочем, я рада, что «справилась» с приступом малодушия и дочитала до конца. Вся последняя часть… впечатляет, да. И выводит эту книгу на качественно другой уровень. Философская притча? Тоже нет… Я понятия не имею, как и куда классифицировать этот роман Натальи Игнатовой, но одно могу сказать: я нахожусь в глубоком недоумении, почему этот роман выпустили под обложкой серии «фантастический боевик» – а не промариновали год, не зная, в какую серию его воткнуть, как случилось с «Девой и Змеем».
Хорошая, заставляющая (и деваться то не куда – если хочешь дочитать книгу, понимая побуждения персонажей – придётся думать) задумываться книга, безумно увлекательный сюжет, совершающий захватывающие дух виражи, и – яркие персонажи. Как обычно, абсолютно непохожие на других персонажей этого же писателя. Впрочем, в этот раз я постоянно невольно сравнивала двух святых: Артура Северного и Лукаса фон Нарбэ. Не потому, что похожи, нет, а потому что оба – святые. Согласитесь, крайне редко святые бывают персонажами фантастических «боевиков». Артур, как писала леди Тресса в «Сбое программы» – натуральный ветхозаветный святой. Мстительный в стиле ветхого завета (око за око, зуб за зуб) – а Лукас обладает потрясающим запасом всепрощения (он простил того, кто его изувечил из мести!!!). Это странно слышать, наверное, учитывая, что он пол романа пытался отомстить. Но ведь он мстил не за себя и не для себя. Для него главное было – защищать. Вот он и защищал, мстя: что бы нашла покой душа Луизы, принявшей страшную смерть по вине маркграфа и что б не кричал «господи-господи-господи!!!» отец Джереми, погибающий под завалом. По крайней мере, мне так кажется. Ну и, конечно, для него, в отличие от Артура, было так же – или почти так же важно защищать самих мирян (их физическую оболочку) – а не просто «спасать души». Собственно, это правильно: человеку надо дать возможность самому совершенствовать свою душу, а для этого он должен жить.
Любыми средствами защищать. Прирождённый рыцарь-пилот, никогда и ни за что не желавший сменить "профессию", ибо она была – его призванием – как и любого фон Нарбэ (ну как тут не вспомнить «Последнее небо»?). Однако, под конец, орден Скрижалей всё же заполучил его. Когда нужда заставила, отец Лукас СТАЛ проповедником – да ещё каким!!!! Нет, поправляю я себя, не заставила (что бы это ни было. Его нельзя заставить). "Делай что дОлжно, и будь что будет" – это про него. Просто он до конца верен себе. Святой – что вы хотите? Служить и защищать. Служить господу, защищая мирян. В том числе – и от них самих. Проповеди прекрасно подходят для этого. Особенно, когда более нет ничего. И ведь защитил – вот что самое восхитительное. Защитил их тела, защитил и помог их бессмертным душам, ибо благодаря ему они вспомнили, что они – люди, а не животные. Впрочем, остальные центральные персонажи (и не только оно, ага) – не менее интересны, чем бастард фон Нарбэ. Каждый по-своему. И отец Март, и Дэвид, и Андрэ (этот, кстати, своим невыразимым эстетством и любовью ко всему красивому напомнил мне Паука). А уж то, что последний под влиянием Лукаса и Марта и ради Марта – позволил проделать над собой (это я об отмене импринтинга) и то, что они потом объединились ради спасения Лукаса – это просто чистый восторг. Я бы написала – находка автора, но... только так и могло быть – с теми, кто общался с Аристо.
Кстати, о сравнениях… Как только на страницах книги появлялась «Хикари» – мне сразу вспоминались «Мурена» и «Блудница» – два оживших «летательных аппарата» Зверя. Но тут всё просто: этих он оживил, пробудил сам – без него бы они не ожили, а «Хикари» ожила сама. Но и те и эта – влюблены в своих пилотов, и тем похожи.
За мир Империи Шэн – отдельный респект. Очень, очень интересный мир... И как всё в этой книге, мир этот раскрывается перед нами постепенно, хотя казалось – что сразу. Вот он, прекрасный и стройный, живи – не хочу... Нет, не хочу, поняла я спустя треть книги. Несмотря на всю стройность и не смотря на замечательную церковь (не то, что наша, да-с...). Несправедливости хватает... Как и во всяком живом мире, населённом живыми людьми. Ибо творят её – на погибель себе же, люди. Но и справедливость там торжествует частенько. И это приятно.
А ещё мне безумно понравились все эти новые слова, которые так талантливо придумала леди Тресса. Они лучше всяких описаний показывают нам чуждость для нас, инаковость этого мира. А ругательства! Особенно те, что привёз со старой Терры Дэвид! Замечательно демонстрируют без дополнительных описаний те реалии, в которых он жил. И – дивные упоминания бодхисатв Артура (Северного) и Юрия (Гагарина) – замечательно.
И финал отличный. Просто прекрасный финал. Я уже слышала вопросы "а будет ли продолжение" – так вот, мне кажется, что это абсолютно законченная вещь. ни в каких продолжениях не нуждающаяся.